Военная доктрина

Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года N 299

 

САПП Республики Казахстан, 2007 г., N 8, ст. 83; "Казахстанская правда" от 7

апреля 2007 года N 52 (25297)

 

 

 

 

Подлежит опубликованию в Собрании актов

Президента и Правительства

Республики Казхстан

 

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 7 января 2005 года "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

  1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Республики Казахстан.

 

  1. Правительству Республики Казахстан принять меры по реализации Военной доктрины Республики Казахстан.

 

  1. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года N 334 "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 7, ст. 76).

 

  1. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

 

Президент Республики Казахстан

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента Республики Казахстан

от 21 марта 2007 года N 299

 

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Астана, 2007 год СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Военно-политические основы безопасности Республики Казахстан
    1. Прогноз развития военно-политической обстановки
    2. Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности
    3. Военная организация государства
  3. Военно-стратегические основы безопасности Республики Казахстан
    1. Характер военных конфликтов
    2. Основы применения Вооруженных Сил, других войск и воинских

формирований

  1. Руководство обеспечением военной безопасности
  1. Военно-экономические и военно-технические основы обеспечения безопасности Республики Казахстан
    1. Цели, принципы, задачи и направления военно-экономического и военно-технического обеспечения
    2. Мобилизационная подготовка экономики
    3. Система резервов Республики Казахстан
  2. Международное военное сотрудничество Республики Казахстан
    1. Международное военное и военно-техническое сотрудничество

 

  1. Участие Республики Казахстан в коалиционном военном строительстве
  2. Миротворческая деятельность
  1. Заключение

 

1.Введение

 

Военная доктрина Республики Казахстан (далее - Военная доктрина) представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов (далее

- военных конфликтов), развитие и применение Вооруженных Сил, других войск и

воинских формирований.

Военная доктрина предусматривает создание профессиональной армии,

соответствующей самым высоким мировым стандартам, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, гарантирующей укрепление государственности, суверенитет и территориальную целостность Казахстана.

Положения Военной доктрины базируются на комплексной оценке военно-

политической обстановки в мире и стратегическом прогнозе ее развития.

Основанием для принятия Военной доктрины являются социально-

экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, а также изменения в военно-политической обстановке, характеризующейся острыми социально-политическими конфликтами и противоречиями, международной нестабильностью, наличием потенциальных угроз для большинства стран независимо от их экономического и военного потенциала.

Республика Казахстан последовательно выступает за создание такой

системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов. Однако вопреки прогнозам в начале XXI века значение военной силы в международных отношениях не уменьшилось: ее роль в обеспечении политических и экономических интересов усиливается на фоне кризиса ряда международных политических институтов в сфере глобальной и региональной безопасности.

Военная доктрина разработана с учетом положений Конституции Республики Казахстан, требований указов Главы государства, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан.

В Военной доктрине рассматриваются факторы, отрицательно влияющие на

реализацию национальных интересов Республики Казахстан, классифицируются возможные вызовы и угрозы безопасности страны, формулируются военно- политические задачи по обеспечению безопасности государства, раскрываются цели, задачи, принципы и направления деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по осуществлению вооруженной защиты Республики Казахстан, предупреждению военных конфликтов, которые могут угрожать как Казахстану, так и дружественным ему государствам.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется

органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность республики. В Военной доктрине конкретизируются условия и новые направления развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом борьбы с асимметричными угрозами: международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком, незаконным распространением оружия, в том числе массового поражения, нелегальной миграцией.

Реализация положений Военной доктрины будет обеспечена за счет

дальнейшего совершенствования системы военного управления, проведения комплекса взаимоувязанных политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Казахстана.

 

2.Военно-политические основы безопасности Республики Казахстан

 

  1. Прогноз развития военно-политической обстановки

 

Геополитическое положение Казахстана, находящегося на пересечении торговых и транспортно-коммуникационных потоков Европы и Азии, богатейшие природные ресурсы страны дают значительные преимущества в области развития международного и регионального сотрудничества.

В то же время неравномерность распределения природных ресурсов, увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами, экономическая экспансия, различия в подходах к социально-политическому устройству государств и другие негативные аспекты глобализации могут способствовать обострению межгосударственных противоречий, при разрешении которых возможно использование военных и иных силовых средств.

Ситуация вокруг Казахстана изменилась коренным образом. Возникли новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности, что требует повышения эффективности системы постоянного мониторинга военных угроз.

В среднесрочной перспективе наибольшую угрозу безопасности Казахстана, международной и региональной стабильности представляют возрастающая опасность распространения оружия массового уничтожения, транснациональный терроризм и религиозный экстремизм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рост этнической и демографической напряженности, дефицит природных ресурсов, прежде всего воды, ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом.

Увеличение числа государств, обладающих ядерным оружием, и так

называемых "пороговых" стран кардинальным образом меняет расстановку сил в мире, нарушая в определенной степени сложившуюся систему международной безопасности. Это требует выработки принципиально новых подходов для противодействия возможным угрозам, в том числе совместно с основными глобальными центрами силы.

Объектами воздействия могут стать важные экономические и военные

центры, гражданское население, национальные символы, что повлечет за собой дестабилизацию ситуации не только в отдельных государствах, но и в регионе в целом.

Таким образом, современная геополитическая обстановка характеризуется

политической нестабильностью, противоречиями экономического, демографического и социального характера, несет в себе угрозу дестабилизации.

В этих условиях ключевыми целями в сфере обеспечения военной безопасности Казахстана являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.

Приоритет в достижении этих целей отдается политическим мерам и превентивной дипломатии. Наряду с этим сохраняется востребованность военно- оборонительных компонентов и, следовательно, является актуальной проблема адаптации Военной доктрины к новым условиям.

Анализ военно-политической обстановки предполагает, что основными угрозами военной безопасности Республики Казахстан могут быть:

внешние:

политическая нестабильность, недостаточное развитие государственных

институтов в сопредельных странах;

вооруженные провокации, территориальные претензии к Республике

Казахстан;

вмешательство во внутренние дела Республики Казахстан со стороны

иностранных государств или организаций;

расширение влияния военно-политических организаций и союзов в ущерб

военной безопасности Республики Казахстан;

наличие вблизи границ Казахстана очагов вооруженных конфликтов;

осуществление отдельными государствами программ по созданию оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконное распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для его производства, а также технологий двойного назначения;

демонстрация военной силы, наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Казахстана и дружественных ему государств;

деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций

религиозного экстремизма в сопредельных странах; внутренние:

 

насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя;

противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, нарушающая единство и территориальную целостность Республики Казахстан, внутриполитическую стабильность в стране;

планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования центральных органов государственной власти, нападение на государственные и другие жизненно важные объекты;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных

вооруженных формирований;

незаконное распространение на территории Республики Казахстан оружия,

боеприпасов, взрывчатых и других средств, которые могут быть использованы для диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

организованная преступность, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих экономической и политической стабильности в Республике Казахстан.

 

2.2.Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности

 

Важнейшие направления деятельности Республики Казахстан - обеспечение военной безопасности государства, предотвращение агрессии или развязывания военных конфликтов, защита личности и общества, обеспечение благоприятных условий для реализации политических и экономических интересов страны.

Казахстан рассматривает обеспечение своей военной безопасности в

контексте развития демократического, правового государства, осуществления социально-экономических и политических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества, добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления мира в регионе.

Казахстан отдает предпочтение невоенным мерам обеспечения безопасности,

к которым, в первую очередь, относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные, что предопределяет приоритетное решение следующих задач:

усиление связей и интеграционных процессов с дружественными

государствами на основе взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, осуществления мер доверия и открытости в военной области, в первую очередь в Центральной Азии;

активизация деятельности по созданию международных механизмов

предотвращения военных конфликтов и развязывания агрессии;  укрепление мер доверия, отказ от применения силы для разрешения

межгосударственных противоречий, урегулирования международных споров; расширение экономических связей и углубление отношений с

демократическими и индустриально развитыми государствами мира; использование помощи и содействия международных институтов и форумов

для обеспечения поддержки страны со стороны международного сообщества; всемерное содействие укреплению международных режимов нераспространения

оружия массового уничтожения и контроля за вооружением.

Казахстан будет широко использовать инструмент партнерства и

сотрудничества, диалог и свои связи с другими государствами и международными организациями, активно участвуя в формировании миропорядка и решении вопросов предотвращения военных конфликтов, а в случае их возникновения - разрядки конфликтных ситуаций на ранних стадиях их развития.

Последовательный подход к урегулированию военного конфликта должен предусматривать выбор и координацию соответствующих средств и способов реагирования, включая весь диапазон политических и военных мер, при обязательном осуществлении политического контроля на всех стадиях.

В деле предотвращения военных конфликтов, укрепления международной безопасности и стабильности Республика Казахстан на основе норм международного права сотрудничает с государствами в форматах: Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной

 

безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Североатлантического договора (в рамках Индивидуального плана действий партнерства и программы "Партнерство во имя мира"), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В силу ряда объективных обстоятельств и сохранения потенциальных военных угроз укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства. Поэтому наличие высокопрофессиональной армии, оснащенной современным вооружением и техникой по мировым стандартам, является одним из условий надежной защиты жизненно важных национальных интересов Республики Казахстан.

Основными задачами обеспечения военной безопасности являются: в мирное время:

защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории государства;

подготовка органов государственного управления, экономики и военной организации страны к функционированию в условиях чрезвычайного и военного положения;

поддержание обороноспособности государства на уровне, обеспечивающем

противодействие наиболее вероятным военным угрозам;

обеспечение физической защиты стратегических объектов энергетической,

научно-технической, космической и других отраслей;

оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований

современными образцами вооружения, военной и специальной техники, в том числе по стандартам НАТО;

совершенствование подготовки кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в условиях развития контрактной системы комплектования войск и с учетом передового мирового опыта;

обеспечение высокого социального статуса военнослужащих, сохранение

социальных гарантий для лиц, уволенных с воинской службы, оказание государственной поддержки участникам военных конфликтов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

идеологическое воспитание, формирование казахстанского патриотизма и

сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны; выполнение международных обязательств по поддержанию мира и

безопасности, в том числе участие в миротворческой деятельности, коалиционном военном строительстве;

расширение военного и военно-технического сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах для укрепления коллективной и региональной безопасности;

контроль за взаимным выполнением договоров в области ограничения,

сокращения, нераспространения и ликвидации вооружений, укрепление мер доверия;

в угрожаемый период и с началом военного конфликта:

использование потенциала ООН, других международных организаций для

предотвращения агрессии или принуждения агрессора к прекращению военного конфликта на ранней стадии для восстановления мира;

организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий; перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и

организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;

координация деятельности государственных органов и организаций в интересах отражения агрессии;

организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

использование возможностей дружественных государств для локализации и прекращения военных конфликтов на основе договоров в военной сфере.

Приоритетные направления обеспечения военной безопасности: своевременное вскрытие, оценка и классификация военных угроз,

обеспечение адекватного противодействия им;

централизация руководства военной организацией государства в сочетании

с гражданским контролем над ее деятельностью;

обеспечение готовности военной организации государства к эффективному

 

противодействию существующим и потенциальным вызовам и угрозам военной безопасности;

наличие сил и средств, способных гарантированно обеспечить военную безопасность, их рациональное размещение и всестороннее ресурсное обеспечение;

углубление международного военного сотрудничества, активное участие в

обеспечении международной и региональной безопасности.

 

2.3.Военная организация государства

 

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, предназначенные для выполнения задач военными методами. Современная и эффективная военная организация является важным инструментом обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.

Государство принимает необходимые меры по развитию и всестороннему

обеспечению своих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Главной целью развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является обеспечение их готовности к нейтрализации существующих и потенциальных угроз военной безопасности государства.

Основными принципами развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан являются:

научная обоснованность;

централизованное руководство организацией и проведением планируемых

мероприятий;

заблаговременность, плановость и всесторонняя обеспеченность намечаемых

мероприятий;

комплексность и согласованность общегосударственных и ведомственных

мероприятий, постоянный контроль за их организацией и проведением; единая государственная военно-техническая политика; унификация системы обучения и подготовки кадров.

Развитие военной организации государства осуществляется в соответствии

с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам, с учетом задач и особенностей боевого применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Задачи развития военной организации государства:

повышение эффективности государственного и гражданского контроля за

деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; сбалансированное и гармоничное развитие всех компонентов военной

организации государства;

установление технологических и профессиональных требований к

Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям на основе анализа опыта развития и применения армий ведущих стран мира;

приведение системы военного образования в соответствие с международными требованиями, совершенствование контрактной службы;

повышение эффективности систем тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

выведение системы резервов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на качественно новый уровень.

Основные направления развития военной организации государства: совершенствование деятельности органов управления военной организации

государства, форм и способов подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, повышение качества совместного планирования, межведомственной координации и взаимодействия;

обеспечение реальной самостоятельности региональных командований в

вопросах решения задач военной безопасности в установленных зонах ответственности, создание самодостаточных группировок войск на стратегических направлениях;

планомерное техническое переоснащение органов управления, соединений и

частей постоянной боевой готовности новыми образцами вооружения и военной техники с приоритетным обновлением парка авиации, а также средств противовоздушной обороны;

 

широкое внедрение высокоточного оружия, современных средств радиоэлектронной борьбы, связи и управления, в том числе с использованием космических компонентов;

качественное улучшение условий воинской службы, обеспечение социальных

гарантий военнослужащим и членам их семей, а также лицам, уволенным с воинской службы;

активизация идеологической работы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях на основе Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2009 годы,

утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 октября 2006 года N

200;

обеспечение научно-технического прогресса в военной сфере, дальнейшее

развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса;

интеграция системы территориальной обороны с общей системой обеспечения

военной безопасности государства;

расширение международного военного сотрудничества в интересах

модернизации армии, обеспечения международной и региональной безопасности, формирования военной инфраструктуры и подготовки военных кадров.

Развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мер военно- политического, военного и военно-технического характера, направленных на обеспечение готовности войск к нейтрализации угроз военной безопасности в конфликтах низкой и средней интенсивности.

Комплекс этих мер планируется осуществить поэтапно в соответствии с

целями и задачами обеспечения военной безопасности государства.

На первом этапе (2007-2008 годы) основные усилия будут направлены на

завершение создания на стратегических направлениях группировок войск, способных самостоятельно решать задачи обеспечения военной безопасности государства, развитие военной инфраструктуры, оснащение частей и подразделений, несущих боевое дежурство, обеспечивающих охрану Государственной границы Республики Казахстан, важных государственных объектов, современными вооружением, военной техникой и специальными средствами.

На втором этапе (2009-2010 годы) основные усилия будут направлены на

повышение качественных параметров войск и их поэтапное техническое переоснащение новыми образцами вооружения, военной техники, специальными средствами.

В последующем усилия будут направлены на завершение технического

переоснащения армии, разработку, совместно с ведущими производителями, на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса современных образцов вооружения и военной техники, обеспечение их соответствия международным стандартам.

Комплексное развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований должно обеспечить:

на первом этапе:

создание региональных группировок войск, способных решать возлагаемые

на них задачи, самостоятельно и совместно с вооруженными силами других государств обеспечивать безопасность Казахстана на стратегических направлениях, выполнять служебно-боевые задачи в установленных для них зонах ответственности;

модернизацию структуры военной организации государства, сокращение частей, не несущих функциональной нагрузки по обеспечению военной безопасности;

паритетное участие Военно-морских сил Республики Казахстан в решении

задач по обеспечению коллективной безопасности в Каспийском регионе; частичное переоснащение соединений и частей современным вооружением и

техникой, в том числе высокоточным, создание условий для полномасштабной модернизации имеющегося парка вооружения и техники;

преимущественное создание военной инфраструктуры на приоритетных направлениях обеспечения военной безопасности страны;

принятие необходимых мер по развитию оборонного потенциала и созданию соответствующей инфраструктуры в Каспийском регионе, усилению охраны южных границ на основе скоординированных действий всех силовых структур;

внедрение в систему управления войсками и оружием ГИС-технологий,

 

результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; защиту городов Астаны, Алматы, других важных промышленных и научных

центров с использованием высоких технологий и наукоемких средств вооруженной защиты;

улучшение межведомственной координации и взаимодействия силовых структур;

планомерный переход к комплектованию войск на контрактной основе; приведение в соответствие с международными стандартами учебного

процесса в военных и специальных учебных заведениях через улучшение методики преподавания в сочетании с внедрением передовых технологий, новых методов и форм обучения и строительством в Астане современного комплекса для размещения Национального университета обороны;

создание разветвленной и стимулирующей системы повышения квалификации военнослужащих, соответствующей перспективам развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

осуществление приоритетной подготовки национальных кадров за рубежом по

наукоемким военным специальностям;

повышение престижа, значимости и авторитета воинской службы;

расширение сотрудничества как в двустороннем формате, так и на многосторонней основе, в том числе через активное участие в работе таких организаций, как ОДКБ, ШОС, СВМДА и другие, а также в сфере противодействия международному терроризму, трафику наркотических средств, оружия и боеприпасов;

создание межведомственного потенциала для участия Казахстана в

выполнении миротворческих, гуманитарных и иных международных обязательств; формирование современной системы комплексного использования войсковых,

оперативных и инженерно-технических сил и средств охраны Государственной границы Республики Казахстан;

на втором этапе:

увеличение в составе Вооруженных Сил, других войск и воинских

формирований количества боеготовых, укомплектованных личным составом, вооружением и техникой соединений и частей;

создание единой системы контроля воздушного пространства и управления; повышение роли местных органов военного управления в вопросах

мобилизационной подготовки административно-территориальных единиц; поэтапное переоснащение частей и соединений современными образцами

вооружения и техники, включая замену аналоговых средств связи на современные цифровые системы, создание сети связи, адаптированной к национальной орбитальной группировке;

профессионализацию армии путем сокращения численности военнослужащих

срочной службы и назначения на должности, определяющие боевую готовность, военнослужащих по контракту в сочетании с совершенствованием систем призыва и подготовки мобилизационных резервов;

выведение системы военного образования на качественно новый уровень,

отвечающий международным стандартам;

создание системы подготовки сержантов-профессионалов для Вооруженных

Сил, других войск и воинских формирований;

решение жилищной проблемы военнослужащих в соответствии с нормами,

предусмотренными законодательством Республики Казахстан;

активизацию участия Казахстана в миротворческих операциях, проводимых

под эгидой Организации Объединенных Наций.

 

3.Военно-стратегические основы безопасности Республики Казахстан

 

  1. Характер военных конфликтов

 

Объективно существующие тенденции в системе международных отношений обязывают Республику Казахстан поддерживать готовность к участию в военных конфликтах в целях защиты жизненно важных интересов государства, а также выполнения обязательств в соответствии с международными договорами.

Военный конфликт - столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с

 

применением военной силы.

Любому военному конфликту свойственны особые социально-политические,

правовые и военно-стратегические черты, обусловленные политическими целями сторон, масштабами ведения, напряженностью военных действий, применяемыми средствами вооруженной борьбы, способами действий войск, которые в совокупности определяют его характер.

Основные черты современных военных конфликтов: пространственный размах, высокая активность и интенсивность,

скоротечность и предельная напряженность, широкое применение авиации, высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, космических компонентов, автоматизированных систем разведки и управления, сил и средств информационной и психологической борьбы;

отсутствие четко обозначенных линий соприкосновения сторон и флангов, наличие больших промежутков и разрывов в оперативном построении войск;

использование неконтактных и других нетрадиционных форм и способов действий, создающих условия для широкого маневра, активного применения диверсионно-разведывательных групп и формирований;

применение непрямых стратегических действий, в том числе политического

и психологического давления, демонстрации силы, экономических санкций, информационной борьбы;

дезорганизация системы государственного и военного управления; широкое применение современных систем вооружения и военной техники; катастрофические последствия вывода из строя предприятий энергетики,

опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;

участие в вооруженных конфликтах нерегулярных вооруженных формирований.

Военные конфликты по видам подразделяются на войны и вооруженные

конфликты.

Война - общественно-политическое явление, связанное со сменой отношений

между государствами, народами и социальными группами, с переходом к применению средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических и других целей. Наряду с вооруженной борьбой в войне также применяются экономические, дипломатические, идеологические и другие формы борьбы.

Вооруженный конфликт - одна из форм разрешения национальных,

этнических, религиозных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия, когда государство не переходит в состояние войны.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной провокации, других вооруженных столкновений ограниченного масштаба. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Военные конфликты, в которые может быть вовлечена Республика Казахстан, по масштабу, длительности и напряженности подразделяются на конфликты низкой, средней и высокой интенсивности.

Военный конфликт низкой интенсивности - вооруженный конфликт, возникший

в результате приграничных вооруженных инцидентов, деятельности незаконных вооруженных формирований и террористических организаций внутри страны.

Он характеризуется сложностью и неоднозначностью военно-политической обстановки, уязвимостью коммуникаций в районах действий войск, а также местного населения, участием иррегулярных вооруженных формирований, диверсионными и террористическими действиями.

Военный конфликт средней интенсивности - война между странами, не имеющими мощного экономического и военного потенциала.

Он характеризуется применением противоборствующими сторонами ограниченных сил и средств, очаговыми боевыми действиями с широким использованием высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других современных видов вооружения и военной техники, ведением военных действий в границах конфликтующих государств, поражением войск, объектов тыла, экономики и коммуникаций на всей их территории.

Военный конфликт средней интенсивности может вестись группировками войск, развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил.

В конфликте средней интенсивности стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические

 

цели.

 

 

 

Военный конфликт высокой интенсивности - война, в которой участвуют

 

мощные в военном и экономическом отношении государства (коалиции государств). Он характеризуется радикальными военно-политическими целями противоборствующих сторон, достижение которых потребует полной мобилизации материальных и духовных ресурсов государств-участников.

В конфликте с участием ядерных государств будет постоянно сохраняться угроза применения ядерного оружия. Трансформация его в ядерную войну, даже с нанесением ограниченных ядерных ударов, может вызвать большие человеческие жертвы, крупные разрушения экономических и культурных центров, заражение огромной территории, что приведет к экологическим бедствиям в большинстве стран региона.

 

3.2.Основы применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований

 

Республика Казахстан в случае развязывания против нее агрессии осуществляет вооруженную защиту, мобилизацию всего военного и экономического потенциала государства, проведение мероприятий гражданской и территориальной обороны, совместные действия с вооруженными силами дружественных государств.

Боевой состав, укомплектованность и обеспеченность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан должны отвечать задаче обеспечения военной безопасности государства в конфликтах низкой и средней интенсивности.

Республика Казахстан и ее Вооруженные Силы должны предотвратить внезапное нападение, целенаправленно использовать угрожаемый период для подготовки к отражению агрессии, создания условий к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил и коалиционных группировок войск (сил) государств - союзников, своевременному переводу экономического комплекса страны с мирного положения на военное, прикрытию государственной границы, защите важных государственных и военных объектов, широкому применению сил и средств психологической борьбы, противодействию информационно- психологическому воздействию противника на население и личный состав войск.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики

Казахстан применяются для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета страны, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований

осуществляется в строгом соответствии с Конституцией, действующим законодательством, указами Президента Республики Казахстан по вопросам военной безопасности, другими нормативными правовыми актами, а также утвержденными указами Главы государства Правилами применения и Планом применения Вооруженных Сил Республики Казахстан.

В военных конфликтах низкой интенсивности Вооруженные Силы, другие

войска и воинские формирования Республики Казахстан будут применяться, как правило, для локализации очага напряженности и прекращения военных действий на возможно более ранней стадии с целью создания условий для урегулирования конфликтов мирными средствами, ликвидации незаконных вооруженных формирований, нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности, оказания населению необходимой помощи.

К решению этих задач привлекаются соединения и части постоянной боевой

готовности. При необходимости они могут усиливаться другими войсками и воинскими формированиями, а руководство операцией будет осуществлять единое (общевойсковое) командование.

Приграничный конфликт, как правило, разрешается силами и средствами

Пограничной службы Комитета национальной безопасности во взаимодействии с соединениями и частями Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Военный конфликт средней интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с целью подрыва экономического и оборонного потенциала, захвата или установления контроля над определенными территориями, принуждения

 

государства к значительным политическим, территориальным, экономическим и другим уступкам.

Участие в конфликте средней интенсивности может потребовать введения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее областях военного положения и объявления частичной или общей мобилизации, использования всего или значительной части оборонного и военно-экономического потенциала государства.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики

Казахстан в военных конфликтах средней интенсивности будут применяться с целью локализации районов боевых действий и решительного пресечения агрессии, в том числе совместно с вооруженными силами государств-союзников.

Конфликт высокой интенсивности против Республики Казахстан может быть

развязан с радикальными военно-политическими целями: смена политической власти в стране, дезорганизация системы государственного и военного управления, отторжение значительной части территории, полное уничтожение оборонного потенциала государства.

Целью Республики Казахстан является активный поиск и создание эффективной системы политико-правовых, организационно-технических и иных международных гарантий предотвращения развязывания против нее конфликта высокой интенсивности.

Благодаря выверенной внешней политике по созданию дружественных отношений с соседними государствами, ввиду отсутствия угрозы прямой военной агрессии, в среднесрочной перспективе возникновение такого конфликта с вовлечением в него Республики Казахстан маловероятно.

Задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований: в мирное время:

поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности, степени подготовки органов управления и войск в штатах мирного времени на уровне, обеспечивающем локализацию и пресечение военных конфликтов низкой интенсивности, любого противоправного вооруженного насилия на государственной границе или в пределах территории Республики Казахстан;

охрана воздушного пространства, а также прикрытие важных в оперативно-

стратегическом отношении участков государственной границы;

защита национальных интересов Казахстана в территориальном море, на

континентальном шельфе и в экономической зоне Республики Казахстан; охрана важных военных и государственных объектов;

демонстрация готовности к решительным действиям по стабилизации обстановки в любом районе страны;

обеспечение готовности к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил в случае возникновения угрозы конфликта средней или высокой интенсивности;

предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;  участие в миротворческих, гуманитарных и иных операциях в соответствии

с международными обязательствами Республики Казахстан;

участие в предупреждении экологических катастроф и других чрезвычайных

ситуаций, ликвидация их последствий.

Решение этих задач осуществляется в тесном взаимодействии Вооруженных

Сил с другими войсками и воинскими формированиями. При этом на Пограничную службу Комитета национальной безопасности возлагаются охрана и защита государственной границы на суше, море, озерах и иных водоемах, участие в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков, на внутренние войска Министерства внутренних дел - охрана важных стратегических объектов экономики и инфраструктуры, в том числе объектов нефтяных операций, участие в пресечении особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов, борьбе с незаконными вооруженными формированиями;

при пресечении внутренних вооруженных конфликтов: локализация и блокирование района конфликта;

обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения;

разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия;

усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта, в соответствии с планами территориальной и гражданской обороны;

восстановление законности и правопорядка, а также решение других задач,

 

предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Задачи по пресечению внутренних вооруженных конфликтов возлагаются на

создаваемые объединенные группировки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

В случае конфликтов низкой интенсивности и при агрессии против Республики Казахстан и ее союзников:

локализация и нейтрализация приграничных конфликтов, в том числе во взаимодействии с привлекаемыми компонентами военной организации государства;

проведение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил; отражение ударов и разгром группировок войск противника совместно с

вооруженными силами государств-союзников; прикрытие районов формирования резервов;

борьба с силами, проводящими специальные операции, и иррегулярными формированиями;

защита населения, объектов экономики, инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;

поддержание режима военного (чрезвычайного) положения.

В зависимости от масштаба военных действий, условий обстановки и

соотношения сил задачи могут видоизменяться, но конечной целью при любых обстоятельствах является изгнание агрессора с территории Республики Казахстан и восстановление положения, существовавшего до агрессии.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики

Казахстан могут привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

3.3.Руководство обеспечением военной безопасности

 

Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации, обеспечением военной безопасности государства осуществляет Президент Республики Казахстан, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан.

Парламент Республики Казахстан принимает законы по вопросам военной безопасности и обороны государства, решает вопросы войны и мира, принимает решение об использовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, ратифицирует и денонсирует международные договоры по вопросам обороны и военного сотрудничества.

Правительство Республики Казахстан организует оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной и специальной техникой, их финансовое и материальное обеспечение, оперативное оборудование территории страны в интересах обороны, гражданскую и территориальную оборону; определяет перечень стратегических объектов, подлежащих физической защите, лимит штатной численности органов управления, видов, родов войск Вооруженных Сил, порядок предоставления и использования для нужд обороны земель, лесов, вод и других природных ресурсов, выполняет другие функции, установленные законодательством Республики Казахстан.

Другие государственные органы, местные представительные и

исполнительные органы в пределах прав, обязанностей и полномочий, определенных законодательством Республики Казахстан, организуют и несут всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них задач по обеспечению военной безопасности.

Руководство Вооруженными Силами в мирное время осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан через Комитет начальников штабов Министерства обороны.

Министерство обороны Республики Казахстан решает задачи, связанные с

обеспечением военной безопасности и обороны страны, координирует разработку основных направлений военной реформы, программ развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; определяет структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил; проводит единую военно- техническую политику в государстве; осуществляет международное военное сотрудничество, контроль за соблюдением законности и правопорядка в Вооруженных Силах, обеспечивает социальные и правовые гарантии

 

военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.

Комитет начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан,

являясь ведомством Министерства обороны, разрабатывает основные направления военной реформы, планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, организует и осуществляет планирование применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, сил, участвующих в выполнении задач территориальной обороны, разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

Управления главнокомандующих видами, командующих родами войск,

начальника Тыла Вооруженных Сил осуществляют разработку и реализацию планов развития и применения подчиненных органов управления и войск, их оперативную, боевую, специальную, мобилизационную подготовку, техническое оснащение, подготовку кадров, обеспечивают управление войсками и руководство их повседневной деятельностью.

Управления командующих войсками региональных командований осуществляют

управление подчиненными группировками войск и руководство их повседневной деятельностью, планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками и воинскими формированиями подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных зонах ответственности.

Непосредственное руководство и управление повседневной деятельностью других войск и воинских формирований в мирное время осуществляют соответствующие государственные органы.

В угрожаемый период и военное время руководство обеспечением военной

безопасности государства регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

 

4.Военно-экономические и военно-технические основы обеспечения безопасности Республики Казахстан

 

  1. Цели, принципы, задачи и направления военно-экономического и военно-технического обеспечения

 

Главной целью военно-экономического и военно-технического обеспечения является удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых средствах и военном имуществе в объемах, необходимых в целях решения задач обеспечения военной безопасности Республики Казахстан для устойчивого функционирования экономики и системы государственного управления.

Вооруженные Силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно- техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана, и новой международной ситуации.

Основные принципы военно-экономического и военно-технического обеспечения:

поэтапное увеличение бюджетов развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, обеспечение их доминирования в общей структуре бюджетов силовых структур;

совершенствование вопросов программно-целевого финансирования

Вооруженных Сил Республики Казахстан на основе зафиксированного в бюджетном законодательстве уровня расходов на оборону, составляющего не менее 1 процента от валового внутреннего продукта страны;

эффективное использование финансовых, материально-технических,

интеллектуальных ресурсов при решении задач обеспечения военной безопасности; государственное регулирование в сферах производства, оборота и

реализации вооружения, военной и специальной техники.

Приоритетными задачами военно-экономического и военно-технического

обеспечения являются:

обеспечение своевременного финансирования мероприятий развития

Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также сбалансированного финансирования повседневной деятельности органов управления и войск;

совершенствование военно-экономической деятельности государства в

 

интересах обеспечения военной безопасности для устойчивого функционирования экономики и системы государственного управления;

формирование современной единой и скоординированной государственной военно-технической политики, базирующейся на гармоничном сочетании мер по развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса, международной военно-технической интеграции, а также поставках современной техники из-за рубежа с учетом совместимости с имеющимися вооружением и военной техникой;

создание условий для освоения предприятиями отечественного оборонно-

промышленного комплекса ремонта и модернизации состоящих на оснащении войск образцов, а также производства современного вооружения, боевой и специальной техники, боеприпасов;

осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-

технического сотрудничества.

Основные направления военно-экономического и военно-технического

обеспечения военной безопасности Республики Казахстан: осуществление экономической, в том числе бюджетной политики,

направленной на гарантированное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических, интеллектуальных и иных ресурсах;

проведение единой государственной военно-технической политики и

формирование государственного оборонного заказа на основе государственной программы закупки, модернизации, ремонта, утилизации вооружения и военной техники Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, развития предприятий, выпускающих продукцию военного назначения, до 2015 года и других программ развития;

обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований

новыми образцами вооружения, военной и специальной техники для проведения антитеррористических операций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, борьбы с организованной преступностью, трафиком оружия, боеприпасов и наркотических средств;

совершенствование системы финансово-экономических регуляторов и механизмов, обеспечивающих ежегодное формирование и исполнение государственного оборонного заказа;

проведение модернизации, технического перевооружения, обновление парка

вооружения, военной техники и другого военного имущества за счет ассигнований из республиканского бюджета, средств от реализации высвобождаемого и неиспользуемого военного имущества и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;

поэтапный переход отдельных компонентов военно-оборонительной системы на высокотехнологичные образцы вооружения и военной техники, соответствующие лучшим мировым аналогам и стандартам НАТО;

определение приоритетных направлений развития и повышение

конкурентоспособности отечественного оборонно-промышленного комплекса, а также выпуск продукции двойного назначения;

создание комплексных центров по техническому сопровождению, ремонту и модернизации вооружения и военной техники, поступающих для оснащения войск;

подготовка квалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса;

привлечение стратегических инвесторов с целью производства новых видов военной продукции, работ и услуг военного назначения для решения задач по обеспечению необходимого уровня обороноспособности государства;

проведение государственных испытаний и сертификации продукции,

производимой (приобретаемой) для нужд обороны;

развитие института военной приемки производимой продукции;

развитие экспортного потенциала отечественных военно-промышленных компаний и предприятий путем расширения рынков сбыта, увеличения номенклатуры и объемов экспортной военной продукции;

укрепление, развитие и перепрофилирование отечественной оборонной

промышленности, широкое использование мирового опыта и международного военно- технического сотрудничества в целях повышения военно-экономического потенциала страны.

 

4.2.Мобилизационная подготовка экономики

 

Цель мобилизационной подготовки экономики - обеспечение готовности системы органов государственного управления к функционированию в военное время, организованному переводу экономики страны на обеспечение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, населения Республики Казахстан в период мобилизации, военного положения и в военное время.

Задачи мобилизационной подготовки экономики:

дальнейшее совершенствование и адаптация к рыночным условиям нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан;

подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию

в условиях военного положения и в военное время;

повышение эффективности системы мобилизационной подготовки

государственных органов, организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;

совершенствование системы экономической заинтересованности предприятий и организаций различных форм собственности в выполнении мобилизационных заданий.

Основные направления мобилизационной подготовки экономики:

обеспечение сохранности мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов;

подготовка производств в целях выполнения заказов (заданий) по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

выполнение заказов (заданий) на поставку продукции, проведение работ, предоставление услуг в интересах мобилизационной подготовки и мобилизации;

накопление и сохранение запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;

создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технологической документации для военного времени;

бронирование на период мобилизации, военного положения и в военное время руководящего состава, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа военнообязанных граждан;

подготовка специальных формирований и техники, предназначенных для

поставки Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям, а также в интересах экономики Республики Казахстан.

 

4.3.Система резервов Республики Казахстан

 

Система резервов Республики Казахстан создается с целью выделения финансовых, материально-технических и иных ресурсов для гарантированного обеспечения обороны Республики Казахстан и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система резервов создается Правительством Республики Казахстан. Управление компонентами системы резервов осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами.

Для производства и накопления запасов материально-технических средств и

военного имущества в системе резервов государственным органам в соответствии с Мобилизационным планом Республики Казахстан на 2006-2010 годы, в рамках реализации задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан, устанавливаются мобилизационные задания.

Система резервов включает стратегические, оперативные и войсковые запасы вооружения, боеприпасов и материально-технических средств, а также мобилизационные резервы.

Накопление и содержание стратегических запасов материально-технических

средств организуются Правительством Республики Казахстан.

Учет и хранение стратегических запасов материально-технических средств

осуществляются соответствующим уполномоченным государственным органом.

Накопление и содержание оперативных запасов вооружения, боеприпасов и

материально-технических средств осуществляются Министерством обороны, а войсковых - соответствующими государственными органами Республики Казахстан.

Учет людских и транспортных мобилизационных резервов осуществляется департаментами (управлениями, отделами) по делам обороны городов Астаны и Алматы, областей (городов, районов) Республики Казахстан.

Подготовка и накопление мобилизационных резервов для Вооруженных Сил,

других войск и воинских формирований, территориальной и гражданской обороны

 

осуществляются под общим руководством Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан.

Для совершенствования системы резервов Правительство Республики Казахстан организует:

разработку необходимой нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики с мирного на военное положение;

создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны;

развитие материально-технической базы системы резервов, оснащение ее современной пожарной и охранной сигнализацией;

накопление в необходимых объемах материальных средств и содержание этих запасов в государственном материальном резерве.

 

5.Международное военное сотрудничество Республики Казахстан

 

  1. Международное военное и военно-техническое сотрудничество

 

Международное военное и военно-техническое сотрудничество Республики Казахстан осуществляется исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности в соответствии с национальным законодательством и международными договорами Республики Казахстан с целью сбалансированного решения задач обеспечения военной безопасности, выхода Казахстана на новый международный уровень, адекватный его потенциалу, упрочения позиций регионального лидера.

Достижение этой цели предполагает формирование системы коллективной

безопасности в сочетании с расширением и укреплением мер доверия и партнерства на многонациональной основе.

Республика Казахстан осуществляет международное военное и военно- техническое сотрудничество на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства в интересах международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.

Республика Казахстан обеспечивает неукоснительное соблюдение международных обязательств в области контроля за экспортом вооружения, продукции военного назначения, товаров и технологий двойного применения.

Приоритетными направлениями в международном военном сотрудничестве

Республика Казахстан считает:

активизацию военного и военно-технического сотрудничества с

государствами-членами Организации Договора о коллективной безопасности исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности;

углубление стратегического партнерства с Российской Федерацией,

Китайской Народной Республикой на основе общих военно-политических интересов в регионе;

укрепление сотрудничества с Соединенными Штатами Америки по вопросам технической модернизации Вооруженных Сил, трансферта военных технологий, подготовки кадров и развития военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности в регионе;

расширение сотрудничества в военной и военно-технической областях с государствами Центральной Азии и другими странами;

участие в совместных учениях и обмен опытом в планировании, проведении и всестороннем обеспечении антитеррористических операций и операций по поддержанию мира под руководством НАТО;

создание региональных центров в рамках программы "Партнерство во имя

мира", а также по подготовке офицеров - верификаторов;

участие воинских формирований в операциях по поддержанию мира под

эгидой ООН.

 

5.2.Участие Республики Казахстан в коалиционном военном строительстве

 

Казахстан, формируя эффективную и современную систему национальной безопасности, активно взаимодействует с региональными и глобальными системами безопасности.

 

Республика Казахстан будет укреплять сотрудничество с государствами- участниками Организации Договора о коллективной безопасности в рамках коалиционного военного строительства, осуществляемого в интересах обеспечения совместной безопасности и коллективной обороны.

Основными задачами коалиционного военного строительства являются: расширение сотрудничества в военной области в рамках ОДКБ; согласование нормативной правовой базы в военной сфере; подготовка к выполнению задач по обеспечению военной безопасности

государств-участников ОДКБ.

Приоритетными направлениями в коалиционном военном строительстве

Республика Казахстан считает:

планирование и осуществление мероприятий по обеспечению коллективной

военной безопасности государств-участников ОДКБ;

создание и подготовку коалиционных (региональных) группировок войск

(сил) и органов управления ими, поддержание требуемого уровня их боевой готовности;

планирование применения вооруженных сил государств-участников ОДКБ в интересах обеспечения общей безопасности и коллективной обороны;

совершенствование вопросов взаимодействия сил и средств системы коллективной безопасности, определение содержания, форм и способов совместных действий;

подготовку войск к выполнению задач по предназначению в интересах

обеспечения общей безопасности и коллективной обороны по согласованным программам и планам;

активизацию совместных усилий в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, сепаратизмом, наркобизнесом и участие в процессе нераспространения оружия массового уничтожения;

взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество в рамках Соглашения об

основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами- участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;

развитие военной науки, подготовку военных кадров.

 

5.3.Миротворческая деятельность

 

Республика Казахстан рассматривает миротворческую деятельность как важнейшую составную часть своей политики по укреплению коллективной и национальной безопасности, считает ее одним из основных инструментов раннего обнаружения и своевременного предотвращения политическими средствами назревающих военно-политических кризисов и военных конфликтов.

Целью миротворческой деятельности является прекращение вооруженного

конфликта и создание условий, способствующих его политическому урегулированию.

Миротворчество имеет важное значение для продвижения военно- политических позиций и интересов Казахстана в международных делах, а также в значительной степени поднимает авторитет страны на международной арене.

В этих целях Республика Казахстан будет принимать активное участие в

миротворческих операциях под эгидой ООН на основании выданного ей мандата.

Главным в миротворческой деятельности Казахстана является

принципиальная позиция государства в деле консолидации коллективных усилий в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и общепризнанными нормами международного права для обеспечения региональной и международной безопасности.

Одним из эффективных инструментов развития миротворческого потенциала будет создание регионального миротворческого центра с усиленной инженерно- саперной и медицинской составляющими.

Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира

возлагается на специально подготовленные по международным стандартам подразделения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

Их участие в миротворческих операциях осуществляется на основании

решения Парламента Республики Казахстан, принимаемого в соответствии

с Конституцией, законодательством Республики Казахстан и ратифицированными

международными договорами.

 

Комплектование выделенного контингента личным составом проводится на добровольной основе.

Выделенный контингент в ходе миротворческой операции может выполнять следующие задачи:

блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;

разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон и их разоружение;

обеспечение режима прекращения огня и установления мира, предотвращение возобновления военных действий;

разминирование местности, ликвидация фортификационных сооружений и последствий применения оружия массового уничтожения;

контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

контроль местности и действий населения в зоне разъединения, противодействие беспорядкам;

содействие местным органам власти (правоохранительным органам) в поддержании правопорядка, обеспечение безопасности лиц, вернувшихся в места прежнего проживания;

охрана и сопровождение грузов гуманитарной помощи;

обеспечение безопасности официальных встреч для переговоров по урегулированию конфликта и безопасности персонала миротворческих миссий.

 

6.Заключение

 

Военная доктрина Республики Казахстан определяет оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, подтверждает принципиальную приверженность Казахстана невоенным мерам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов.

Положения Военной доктрины будут уточняться и дополняться с учетом

изменений военно-политической обстановки в мире и регионе, характера и содержания военных угроз, направлений развития военной организации государства, конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, законодательных и иных нормативных правовых актах по вопросам обеспечения военной безопасности, программных документах развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Республика Казахстан подтверждает свою приверженность целям поддержания международной безопасности и всеобщего мира, предотвращения военных конфликтов.

Copyrights 2017г. Казахстан Гис Центр.

Нашли ошибку в тексте сайта? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter